В руках творца

Займись тем, что тебе нравится, и ты не

будешь работать ни дня в своей жизни.

Конфуций

Мы продолжим вас знакомить с людьми, которые превратили свое хобби в маленький, но самостоятельный бизнес. Он станет интересным дополнением в интерьере вашего дома. За каждым предметом, созданным вручную мастером, скрывается своя история и сегодня Мария Торопыгина художник-керамист из Санкт-Петербурга познакомит вас со своей.

Фото Марии Торопыгиной со своей работой

Что такое «Tokeramika»?
Это бренд, который создал наш керамист интерпретируя фамилию — взяв две первый буквы «Торопыгина» и добавив в название материал, с которым работает “
«keramika».

Мария Торопыгина в своей мастерской «Tokeramika» в Санкт-Петербурге

«Что касается основания «Токерамики», то однажды ночью, в ноябре 2018 года, я просто поняла, что мне нужно срочно запустить мое керамическое дело. Полночи регистрировала название, запускала простецкий сайт-визитку, а утром нашла помещение и арендовала в нем «угол» и печь. Легкомысленно? Согласна. Но, видимо, накопившийся опыт, его анализ, кругозор относительно положения дел в моей нише дали мощный толчок к действию – «либо сейчас, либо никогда!». И все получилось.» — рассказала Мария, в интервью для журнала «Дом снаружи и внутри».

За процессом работы

Так всего один день стал началом чего-то большего. Но стоит заметить, что своей продуманностью наш керамист заглянула в будущее, ведь вбив сейчас в поисковый запрос «Токерамика» на русском или латиницей вы найдёте и сайт и онлайн магазин, и адрес мастерской. Бренд не просто стал временной частью истории, теперь это и есть история.

Свои работы наш керамист называет «ОПУСЫ» (что это рассказываем ниже)

С чего началось ваше увлечение керамикой? Графикой, дизайном?

— Хороший вопрос, я действительно не разделяю ни время, ни обстоятельства на “ до “ и “после” первого изделия. Да и можно ли считать первые мои попытки по добыче глины на садовом участке и лепки из нее посуды в 9 лет, которая, кстати говоря, растрескалась затем на солнце, началом?- нет. В 34 года я начала лепить по-серьезному, а до этого был большой период сменяющихся и обогащающих меня как ремесленника и художника, направлений.

Почему ушли именно в сферу предметного дизайна?

— Это произошло интуитивно. Я, к примеру, не могу похвастаться любовью к готовке, от этого не рассматриваю и утилитарное направление в своей деятельности - я о создании посуды. Мне не дано видимо испытывать удовольствие и ощущение реализованности от армии кружек. Но мне дано другое. Это нормально, как мне кажется, когда каждому - свое.

Самая первая ваза Марии

Для Марии работа с керамикой - это не только бизнес, а прежде всего самореализация. Так появился на свет восхитительный творческий проект, родившийся во время участия в резиденции CLAY (резиденция - это место, куда стекаются художники для развития своих навыков и творческого поиска) от школы GET ART FIT, позже получив название “Хрупкое сотворчество” (подробнее можно почитать по хэштегу #хрупкое_сотворчество). Работала над ним продлилась 3 месяца. А позже, проект Хрупкое сотворчество даже стал участником выставки Fragile в галерее One's Mind gallery (март-апрель, 2022).

Коллекция для проекта «Хрупкое сотворчество»

“Идея фарфорового "пепла" пришла сама по себе - рассказывает Мария - во время оттачивания концепции. Мне необходимо было материалом показать то, о чем я размышляла в тот момент. Обрывки памяти разных людей, которые реконструируются под субъективным впечатлением и благодаря такому сотворчеству "через время" создается другая история. Хрупкость наших представлений, подчиненная личной оценке.”

Объект 1 и объект 3 из проекта «Хрупкое сотворчество»

В процессе создания того самого необычного материала, на изображениях выше, Мария долго экспериментировала с разными видами бумаги и фарфорового шликера (это жидкое состояние фарфора, схожего внешне со сливками). Пропитав одно другим и отправив под высокую температуру в печь, ты никогда не можешь с точностью предсказать результат, так как один компонент (бумага) сгорает а фарфор - отвердевает и материал в процессе обжига может принять различную форму. Когда знаешь технологию процесса, можно ему довериться и создать эффектные объекты, как и получилось у Марии.
Назвать скульптуру автор решила -
Хрупкое сотворчество, он состоит из двух объектов - скульптур прошедших обжиг, (в печи же осталось лишнее и скрытое от чужих глаз - фарфоровый “пепел”) и ещё одного, третьим объектом стало настенное панно, выполненное из тех же материалов, бумаги, фарфора, но не прошедший обжига. Все три объекта символизируют субъективную оценку разных людей на одно и то же происходящее событие. Что для одного радостно и объемно по ощущениям, для другого может быть плоско и неинтересно, а для третьего, напротив, глубоко и больно.
«В искусстве так случается всегда - до зрителя доходит только лишь финальная часть, отредактированная , вычищенная и полностью укладывающаяся в рамки концепции» — комментирует Мария.
Нас впечатлила история создания и всех процессов проекта “Хрупкое сотворчество”. Это что-то такое простое и невообразимое одновременно.

Вкладываете ли вы в свои работы смысл и какой?

— Конечно! Начиная, с концепции всего проекта, заканчивая названием каждого опуса, его описанием в сертификате подлинности, который получает каждый владелец. Tokeramika не про завод и количество изделий, а про качество, искусство, про единичный экземпляр, в который заложена идея.

Почему в своем блоге вы называете изготовленные вами вазы “опусы”?

— Опус (opus) с латыни переводится как потребность, человеческий труд в области искусства, сочинение в первую очередь. Для меня «делание» руками – потребность. И действительно, для меня любое мое изделие – это в первую очередь сочинение. Мне не интересно повторять, я все-таки художник, в душе – коллекционер, а не производство, работающее на тираж удачных моделей. Слово «опус» мне также помогло обойти стороной фонетически для меня некрасивое слово «артикул». Я готова нумеровать свои изделия как отдельные сочинения, но артикул меня не удовлетворяет своим теневым смыслом. Так что смысл в опусах точно есть. Тем более, не все чувствуют в нем музыкальный налет моего прошлого, а мне приятно о нем помнить. Поясню: слово «опус» чаще всего используется композиторами для нумерации своих сочинений. Но опус – все-таки не музыкальный термин, его использование не принадлежит только музыкальной области. Чем я и пользуюсь. Однако недавно узнала, что появился новый диджитал-формат с таким же названием, и он вытесняет формат mp3. Кто бы мог подумать?! Так что скоро слово станет широко популярным.

Opus: ряд слева в готовности от стенки к зрителю 164, 119,159; ряд справа светлые до обжига:160,168,163

Ваши профессиональные планы на будущее?

— Сегодня сложно загадывать, но безумно желаю принимать участия в зарубежных резиденциях, а также участвовать в выставках. Я серьезно настроена на развитие как и проекта TOKERAMIKA, так и себя, как художника.

Opus 192 SALVIE

Каждая работа Марии уникальна, стоимость зависит не только от затрат (материальных, временны́х и физических), но и от ощущений при создании. Цена варьируется от 25 000 руб. до 300 000 руб.

Хотите получать лучшие статьи от экспертов на почту?

Подписаться
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ